//ВАЖНО, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВЕН

27.08.2024

ВАЖНО, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ФИЗИЧЕСКИ АКТИВЕН

Редкий тренер отваживается работать с дошкольниками. Ещё более редкий – занимается с ними профессионально, с умом, хорошо понимая, что такое маленькие дети с их физическими и психологическими особенностями. Которые, надо сказать, с удовольствием бегут на его занятия и уже в свои 3-4 года выстраиваются в шеренгу и внимательно слушают команды, которые он отдаёт им задорным голосом, а потом выполняют физические упражнения, порой непростые, учась владеть своим телом и преодолевать его инерцию.

Как вы уже поняли, тренер такой есть (причём работает он не только с детьми, но и с подростками и взрослыми).

Знакомьтесь: Алексей КРОТОВ, руководитель Академии физической культуры «Win-Win» (Красноярск).

Алексей согласился поговорить с «КРОКОДЕТСТВОМ» и подробно рассказал о принципах своей работы с дошкольниками, о современных городских детях и их родителях, а также о том, о чём он радеет и за чем видит будущее.


О СЕБЕ И О ПРОГРАММЕ: ВЫБИРАЕМ КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

 

— Алексей, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где вы учились?

— Я получил высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта, дополнительно прошел курсы повышения квалификации по методике тренировок детей и подростков и продолжаю проходить специализированные обучения в этой сфере. Решение работать с дошкольниками пришло после осознания важности раннего физического развития. Также я занимаюсь тренерской работой с подростками и взрослыми, разрабатываю программы тренировок и провожу семинары. Я постоянно в поиске новой информации. Всегда стараюсь свои компетенции повысить.

— Почему вы решили заниматься с дошкольниками?

— Я из спортивной семьи. Помню, в четырнадцать лет меня спросили: «Кем ты хочешь стать?» Я сказал: «Тренером». Вот уже с этого возраста, получается, сам себя определил. После этого мне всегда была интересна именно тренерская деятельность.

— Почему?

— Потому что заниматься с детьми интересно. Воспитывать их, учить побеждать и делить с ними победы и поражения. Каждое поражение способствует совершенствованию. Это такая командная работа, взрослый и ребёнок вместе. Это увлекательно: ты делишься с ребёнком своими умениями, ребёнок реализует их. Иногда, конечно, приходится корректировать, чтобы снова двигаться вперёд. Если ребёнок растёт, значит, ты растёшь.

— Занимаетесь ли вы чем-то, кроме спортивной деятельности?

— Очень большое время я посвящаю именно спортивной и методической деятельности, разработке новых планов. Кроме этого, интересуюсь и увлекаюсь новыми технологиями. Особенно такими, которые позволяют анализировать результат. Это, опять же, связано со спортом. С помощью таких технологий можно перестраивать тренировочный процесс. Всем сейчас известен искусственный интеллект. Через тестирование происходит анализ данных организма. Искусственный интеллект работает с большим объемом данных. Искать эту информацию в Интернете просто тяжело.

— Вы используете искусственный интеллект для систематизации и анализа данных?

— Да, при построении и корректировке методической части работы. Можно поднимать данные и анализировать какие-то частные случаи.

— На что направлена и на кого рассчитана ваша программа?

— Моя программа направлена на развитие физической подготовки и функциональных способностей у детей, подростков, взрослых и профессиональных спортсменов. Она рассчитана на широкую аудиторию, включая детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, желающих улучшить свою физическую форму. Если говорить о дошкольниках, то эта программа направлена на развитие координации и приобретения большого количества двигательных навыков. Что я под этим подразумеваю? Что ребенок учится пользоваться своим телом более гармонично. Мы учим детей координации и ловкости. Это относится к детям трех, четырех, пяти лет. С пяти лет начинаем изучать более сложные элементы: силовые упражнения, работа в парах, командные игры.

— Дошкольники, наверное, более уязвимы к поражениям? Что вы им говорите в те моменты, когда что-то не получается?

— Нет, на самом деле к поражениям более уязвимы школьники. Почему? У них уже есть сознательность. Они уже умеют анализировать. У дошкольников нет чувства поражения, у них, наверное, есть чувство преобладания. Они всегда хотят быть первыми. Если я первый, уже хорошо!

photo_2024-08-27_18-52-34.jpg

— Почему вы считаете, что детям этого возраста важно развиваться физически?

— Это важно, потому что раннее развитие физических навыков способствует здоровому росту и развитию, улучшает координацию, силу и выносливость, развивает мыслительные процессы. Родители выбирают, в какую секцию отдать ребёнка, исходя из своего жизненного опыта. Они не спрашивают детей, хотят ли они заниматься чем-то. С четырех лет иди в бокс, иди в борьбу, иди на плавание. Родители, которые сами не были в спорте, не понимают, что такое эмоциональное выгорание. Всё, что сначала «вау-новое», рано или поздно становится рутиной. И чем дольше мы занимаемся, тем больше усилий нам нужно прилагать для стабильного продолжения занятий. Как взрослым на работе, так и детям в спорте.

Почему стоит выбрать именно наш комплексный подход? Мы сначала делаем «рамочку» – развиваем весь опорно-двигательный аппарат, а потом эту «рамочку» можно применить в любом виде спорта.

Мы также можем выявить сильные стороны, которые помогут ребёнку уже в конкретной специализации. Можем подсказать, к кому пойти и куда, в какой вид спорта. Если ребёнок «некомандный», надо присмотреться к нему: неинтересно, «не цепляет»? Ему просто нравится бороться, бегать на скорость? В раннем возрасте это тяжело выявить, очень много навыков нужно в ребёнке развить, чтобы потом понимать, куда ему всё же идти. Это вопрос не одного года. Физическое развитие – это многолетние «шахматы», многолетний процесс становления. Невозможно за год сделать из ребёнка ярого спортсмена. Невозможно понять, насколько ему это нравится. Ходит и ходит [на тренировки]. Может быть, ему просто нравятся тренер и коллектив? Ребёнок не отдаёт себе отчёт, что он становится сильнее, выносливее, учится преодолевать трудности, выдерживать дисциплину.

— Как давно вы занимаетесь по этой программе?

Идея этой программы появилась более десяти лет назад.

— Помните этот момент?

Да. Я работал в фитнес - клубе «Экселент», у меня была записная книжка, я в неё постоянно что-то записывал: планы, дела, мысли. Мне всегда было интересно разбирать разные виды спорта, сильные стороны спортсменов разных направлений. Пловца сравнить по физическим показателям с регбистом, борца с тяжелоатлетом, легкоатлета с хоккеистом. Появлялось много вопросов. Например, почему у одного спортсмена ноги сильнее, а другой плавать не умеет? Мне было интересно разбираться в этом. У меня сохранилась запись в этой книжке: «Школа комплексного физического развития». Потом пришло время реализовать эту идею. Комплексное развитие – это непросто. Нужны специалисты, которые готовы развиваться, нужно образование, нужно широкое видение. Одному, конечно, это тяжело реализовать. За неимением двух голов приходиться работать одной головой. Плюс искусственный интеллект (смеётся). Занимаюсь по программе около пяти лет, и она постоянно преобразовывается. Есть ребятишки, которые стабильно ходят, есть новички. Я вижу новые проблемы, приходится постоянно корректировать программу.

 

 

ДЛЯ ЧЕГО НАМ ВСЕМ НУЖНА ФИЗПОДГОТОВКА

 

Каждый ребёнок себя по-разному ведёт. Да, есть какие-то шаблоны в работе. Но я заметил, что постоянно встречаются дети, которые заставят тебя развиваться и смотреть по-новому на что-то, подбирать новые «ключи». В педагогической деятельности невозможно стоять на месте. В спорте ты можешь стоять на месте, потому что там есть конкретные действия и конкретный результат. В нашей же работе действий много, и результатов тоже хочется много. Мы занимаемся с детьми с начала пандемии, и яркой стандартизации результатов нет. Есть нормативы, есть тесты, но они постоянно меняются. Большое количество тестов можно придумать, но не все они будут показательны. Самое тяжелое – это стандартизировать мой подход. Если мы говорим, что обучаем ребят базовым двигательным навыкам разных видов, специализаций, значит, мы должны показать определённые вещи: в лёгкой атлетике это правильная техника бега, в плавании – правильная техника плавания, в боксе – правильная стойка, техника удара и перемещения, в спортивных играх – командное взаимодействие, технические и тактические приёмы.

Если у родителей стоит задача подготовить ребёнка к спорту, то мы подготовим ребёнка к спорту. Если у родителей задача развить ребёнка физически, мы это тоже сделаем.

Почему комплексное развитие так важно? Дети растут, они учатся распределять правильно свою энергию, знакомятся с возможностями своего организма: с силой, выносливостью, скоростью. Они узнают, что такое боль, как они могут причинить боль, какую боль они готовы терпеть. И дети становятся более ответственными. Они знают: если они толкнули человека и он упал, ему будет больно. Их тоже толкали, и они падали. Конечно, ребята учатся и за себя постоять, у них есть чувство дистанции. Если есть агрессия от оппонента, сделай шаг назад.

Важно, чтобы человек просто был физически активен. Поехал парень на море, и он может в пляжный волейбол или футбол поиграть. У наших ребят не будет страха перед активностью, у них будет желание подвигаться, показать себя. Когда на протяжении долгого периода человек ведёт активную физическую жизнь, очень тяжело потом без неё существовать. Конечно, они вырастут, кто-то сядет за стол, станет менеджером, но хотелось бы, чтобы ребята не потеряли эту активную физическую позицию, чтобы у них всегда были спортивные увлечения. Сейчас столько клубов легкой атлетики открывается, клубов по единоборствам, по спортивным играм! Взрослых людей учат бегать, бороться, боксировать, плавать, играть в волейбол, футбол и т.д.. Когда ребёнок с этим знаком с детства, он легко впишется в любую активность. Людям же, которые никогда не занимались [спортом], сложно начать даже любительски чем-то заниматься. Им придётся преодолеть больше физических и эмоциональных преград, чтобы себя заставить, замотивировать. Тому, кто когда-то занимался спортом, проще вкатиться в любую движуху. Взрослые, которые в детстве и подростковом возрасте занимались спортом, знают цену поражению, знают, сколько им нужно вложиться, чтобы получить результат и побеждать.

 photo_2024-08-27_18-52-24.jpg

 

КАК ДЕТИ ЗАСТАВЛЯЮТ РАЗВИВАТЬСЯ

 

— Вы интересно рассказали про детей, которые учат вас развиваться. Может быть, какие-то конкретные случаи вспомните?

Почему дети учат постоянно развиваться? Время идёт, люди меняются. Раньше, чтобы ребёнка что-то заставить сделать, можно было просто повысить голос. Сейчас у нас много педагогических ответвлений. У детей сейчас меньше дисциплины, у них не расставлены приоритеты, нет авторитетов. Если дома и в садике с ними общаются на равных, они с тобой тоже начинают общаться на равных. Но как «равный» сможет научить вашего ребёнка чему-то новому? Тренер – это уважаемое лицо, к которому ребёнок должен прислушиваться. С тренером ребёнок априори не может общаться на равных. Может – с уважением, по-доброму, по-человечески, но не на равных, не на «ты». Несоблюдение субординации не приведёт к результату. Как только «вау-эффект» пропадёт (а он пропадёт, потому что требования будут повышаться), ребёнок потеряет интерес: авторитета нет. Он говорит: «Папа, мама, я устал, я не хочу, там тяжело, я туда больше не пойду». Вопрос ли здесь в тренере? Вопрос в том, насколько вы научили ребёнка соблюдать субординацию и стремиться к каким-то достижениям и победам. Приходится находить эту грань между новыми веяниями в педагогике и обучением детей достигать результатов через преодоление. Я не верю, что каких-то результатов можно достичь легко. Высокие результаты достигаются с трудом. Сейчас часто говорят: «Медитируйте, Визуализируйте». Пока действий не предпримешь, ты не добьёшься ничего. Возможны некоторые несостыковки новых веяний и работы до результата.

— Кажется, вам это не очень нравится.

Приходится подстраиваться. Да, ты сначала всё равно завлекаешь ребёнка, чтобы он включился в процесс, чтобы у него глаза горели, чтобы он желал приходить на тренировки. А потом ты потихонечку начинаешь «закручивать гаечки». Если ты спичку не зажёг, ты костёр не разведёшь. Если спичку зажёг, костёр разжёг, ты можешь уже начать и дров подкидывать, и камушками его обкладывать, не мешая ему гореть и становиться ярче. С родителями тоже приходится разговаривать, доносить им что-то. Есть такая проблема: не всем родителям понятно, что мы делаем. Я пробовал донести с точки зрения научного обоснования, говорил, что это полезно. Сейчас постоянно ищу способы донести родителям проще, что такое физкультура. Какая-то часть людей приходит с ожиданием «о, прикольно там, да!».

— Хотят развлечь ребёнка?

Да, развлечь. Они приходят и видят, что есть требования. Их ожидания не совпадают с реальностью. Большинство людей хотят развлекать детей, чтобы им нравились занятия. А детям практически всегда всё изначально нравится, но потом требования повышаются, и ребёнок говорит: «Я не хочу. Я устал. Давай на футбол?» Футбол, карате. Эти направления очень раскручены. Наше направление пока не очень популярно. Дети уходят на футбол и карате. Спорт – это ведь не только достижения и победы. Просто о разочарованиях меньше говорят.

— С какими трудностями вы столкнулись, работая по вашей программе?

Трудности заключаются в индивидуальных различиях в физическом развитии и мотивации учеников. Вообще, трудностей много. Сложно научить детей слушать, соблюдать дисциплину. Если ребёнок к это умеет, то большинство упражнений он будет легко выполнять. У детей дошкольного возраста есть трудности с концентрацией внимания.

Следующая трудность – это отношение родителей. Может быть, я буду резок, но у многих взрослых нет понимания дисциплины. Если ты начал заниматься, будь добр, занимайся. Я отношусь достаточно серьёзно к работе, и вы ходите заниматься, чтобы развить ребёнка. У тридцати процентов родителей нет дисциплины систематического посещения занятий. Сегодня приду, завтра не приду – приходится с этим мириться. Я ратую за стабильное посещение, потому что работаю на результат. Здесь у нас весело, классно, но сложно. В целом всё получается, мы идём вперёд. Может быть, мне пока везёт, большая часть родителей понимает, что стабильность плюс дисциплина равно результат.

Проблема ещё в том, что дети часто болеют. Может быть, у кого-то иммунитет слабый, где-то [имеет место] родительская халатность. Выпадают из тренировок на две недели. Раньше мы все болели неделю, сейчас почему-то все болеют две недели. Врачи советуют ещё неделю после болезни сидеть дома, хотя это необоснованно. Через две недели ребёнок приходит, получает нагрузку и опять заболевает, потому что нагрузка – это стресс. Не должно быть таких больших перерывов! Доказано, что силовые кондиции за две недели отдыха теряются. Если ребёнок начал заниматься, нужно стараться следить за здоровьем. У меня есть мальчишка, который занимается около четырех лет. У него папа – директор спортивной школы по тяжелой атлетике. Человек, который понимает, что такое спорт. Он понимает, что для ребёнка сейчас важнее. Потом, скорее всего, мальчик перейдёт в тяжелую атлетику, но у него уже будет база и «рамочка» окрепшая. Ему нужно будет только эту базу перестроить под специализацию.

— Можно ли уже говорить о каких-то достижениях?

Мои ученики успешно выступали на соревнованиях различного уровня. Их физическое состояние заметно улучшилось, и появилась уверенности в себе. Те, кто стабильно занимается, говорят, что в классе у них им нет равных. Если же ребята переходят в специализацию, тренера отмечают их хорошую физическую подготовку. О чём это говорит? Что мы идём правильной дорогой. Мои ученики могут и пробежать, и подтянуться, и мяч кинуть, быстро обучиться какому-то действию. Они знают, что такое дисциплина, тренировочный порядок. Когда их спрашиваешь про школьные занятия, они отвечают, что там интересно, но легче, чем на наших тренировках. Есть, конечно, ребятишки, которые перешли в другие виды спорта: волейбол, футбол, регби и дзюдо. Но есть и такие, кто вернулся. Очень печально, когда ребёнок занимался два года назад, ему было десять лет, и вот приходит снова. Ты смотришь: он вытянулся, но для двенадцатилетнего парня его физическое состояние критически плохое. Спрашиваю, чем занимался. Отвечает: «Да мы там как-то...» Печаль. На десятый этаж без лифта не поднимется. Сколько ему передышек надо! Ручки слабенькие, ножки слабенькие. Очень печально таких детей наблюдать, которые уходят, теряются, а потом приходят, и ты понимаешь, что они ничем не занимались. А время-то идёт. Чем он взрослее становится, тем тяжелее ему будет преодолевать себя, потому что сейчас очень много соблазнов, эндорфины можно по-разному получить. Я общаюсь с уже взрослыми своими воспитанниками, которые закончили ВУЗы, работают, обзавелись семьями, кто-то продолжает спортивную карьеру, другие успевают тренироваться, кто-то, к сожалению, не может найти время для занятий спортом, но с теплотой и ностальгией вспоминает, как было хорошо тренироваться, преодолевать трудности, повышать стойкость к нагрузкам, работать в команде, проживать поражения и достигать побед.

 

 

ПРО НЫНЕШНИХ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

— Следующий вопрос на эту же тему: какие сложности есть у современных городских детей в плане физического развития?

Современные городские дети часто сталкиваются с гиподинамией из-за недостатка физической активности, неправильного питания и длительного времени, проведенного перед экранами. Это приводит к проблемам с осанкой, избыточному весу и снижению общей физической выносливости.

Здесь важно отметить, какие сложности их ждут в перспективе. У подростков обычно никаких сложностей. Бегает, прыгает, кайфует. Здоровья много. Но что будет потом? Если он не научился преодолевать трудности за счёт действий, сможет ли он справляться с трудностями, когда станет взрослым и пойдёт работать? Например, ситуация: нужно поменять колёса у машины, выгрузить их в гараж. Это физически трудозатратный момент. Люди травмы получают, когда из-за стола встают. Надрывают спину, когда пять килограммов сахара нужно поднять.

У детей большой выбор доступных кайфушек, им тяжело определиться. Сегодня я кекс съел, завтра на компьютере поиграл, послезавтра в телефоне посидел. Телефон, конечно, больше всего времени отнимает. Самые легкие способы получения удовольствия – через рот и через глаза. Кекс ешь, ленты листаешь, смотришь, как там всё здорово. Человеческий мозг так устроен, что всё, что ребёнок видел, воспринимается как прожитое. Вопрос весь в «красках». В реальности – больше «красок».

— Что бы вы посоветовали родителям этих современных городских детей?

— Родителям стоит поощрять физическую активность детей, ограничивать время, проведенное за гаджетами, обеспечивать сбалансированное питание и создавать возможности для регулярных занятий спортом. Родителям стоит самим выходить на спортивные площадки. Очень много родителей предоставляют детей самим себе. Я вижу только один выход: родители должны на своём примере показывать, что активность – это хорошо. Ничего сложного нет в том, чтобы собрать ребятишек и поиграть с ними в футбол.

Этим летом я проводил тренировки в Бобровом логу в новом формате «родители и дети». Говорил всем: «Приходите! Дети без родителей могут заниматься, но лучше, чтобы каждый ребёнок был в паре со взрослым!». Упражнения все легкие: разминка -играем - балуемся - отдыхаем. А родители не готовы участвовать, особенно папы. Им хватает конкуренции на работе. Ты же не знаешь, какой папа придёт. Другие папы могут быть более активными. Ты пришёл на занятие и неловко себя чувствуешь. Женщины больше готовы жертвовать собой ради своих детей. Мужчинам хочется сказать, что нет здесь ничего стыдного, двигаться – это нормально! Займитесь собой, поговорите с ребёнком. Почему ты сам себя останавливаешь? Мамы же с удовольствием идут, ведут детей. Если не готовы сами двигаться, будут со стороны своего ребёнка поддерживать. Пап же тяжело поднять. Может, они считают себя выше этого. Хотя здесь ты не себя показываешь: ты же с ребёнком, и ты приходишь кайфануть!

У меня в детстве был сосед дядя Лёша, футболист. Тогда мячей футбольных не было в свободной продаже, а у него он, конечно, был. Дядя Лёша приходил с работы, брал мяч и звал нас: «Пацаны, пойдём играть». Один мяч на весь двор. Зато профессиональный, настоящий. У нас за домом была коробка старого формата: асфальт, сетка и двое хоккейных ворот. Он нас поделит, и мы начинаем. Я до сих пор это помню, хотя тогда ещё в садик ходил. Вот такой папа должен быть в каждом дворе.

Была у меня такая идея – тренер в каждый двор. Но это ж нужно, чтобы кто-то был заинтересован, был готов посвятить время этому!

Можно же не только попинать мяч, можно и покидать мяч, можно эстафеты какие-то придумать, а для этого нужно немножко больше структурированной информации получить. Не так, что ты зашёл в ютуб и выбираешь из миллиона предложенных вариантов. Что-то не подошло по возрасту и умениям ребятишек, и ты не знаешь, что делать. Хорошо бы знать методическую часть: какие упражнения подходят для разного возраста, с какими трудностями придётся столкнуться. План А, В, С... Сегодня поиграли в футбол и эстафеты, а завтра верёвку натянули, поиграли в волейбол. Можно в пляжный волейбол – пальцы не травмирует, мяч ловить проще. Верёвку можно опустить, играть ногами. Моментов изменения игр множество. Много сейчас информации в интернете. Вопрос в желании и силах. Есть, конечно, материальная сторона. Но, думаю, если есть во дворе такой папа, можно договориться с желающими, чтобы этот папа два раза в неделю приходил и организовывал досуг и получал за это какие-то привилегии. Вот дети под присмотром играют – они не просто гуляют, они занимаются контролируемой подвижной активной деятельностью. Родители могут отдыхать или принимать активное участие. Они видят, что эта деятельность нацелена на что-то полезное: на «достигаторство», на преодоление, на развитие ловкости и координации. Мало взрослых, которые показывают всё это собственным примером. Родители должны понимать: детям это нужно.

 

 photo_2024-08-27_18-52-20.jpg

О САМОМ ГЛАВНОМ

 

— Алексей, что приносит вам ваша работа, кроме, конечно, материального аспекта?

Моя работа приносит мне удовлетворение от того, что я помогаю людям становиться лучше, сильнее и увереннее в себе. Видеть прогресс своих учеников и их радость от достижений – это огромная мотивация и награда для меня. Хотелось бы, конечно, чтобы больше «материального аспекта» приносила работа. Она недооценена. Я не могу родителям донести важность того, чем мы занимаемся. Думаю, в этом году доработаю этот момент. В голове много мыслей, как донести всё же важность.

В тренировочном процессе я получаю заряд энергии. Я понимаю, что эта деятельность сложная, но я оставляю частичку себя в каждом ребёнке. Когда мы уйдём, мы что оставим после себя? Кто-то – память, кто-то – памятник, кто-то – дерево. Человек живёт столько, сколько его помнят. И было бы здорово, если бы меня помнили подольше, чем продлится моё физическое существование. И чем больше людей, тем лучше.

А моменты тренировок – это, конечно, такая маленькая жизнь. Ты отключаешься от мира, ты живёшь этим. Тренировка – это такая комната другой жизни. Комната взаимодействия тебя и подрастающего поколения. Как будто ты зашёл в комнату с улицы, пользу отдал, вышел обратно. Сейчас эта польза может быть незаметна, но через какое-то время всё будет видно. Процесс физического становления – он аккумулятивный. Ты видишь, что ребятишки прогрессируют, но ты всегда хочешь большего. А потом ребёнок вдруг берёт и делает стойку уголком на руках. Ты его этому не учил. Где он это увидел? Да по телевизору увидел и решил попробовать. Ты говоришь: «Классно!» Ребёнок, который не занимается, так не сделает. А у наших ребят «рамочка» уже готова. Бери и переноси любое упражнение на эту «рамочку», и «рамочка» подстроится.

 

Беседовала Екатерина КАЗАНКОВА

 

Занятия Академии физической культуры «Win-Win» ( https://t.me/winwin_sport , https://vk.com/winwinsport ) проходят в Красноярске по следующим адресам:

·         ул. Борисова 20 «а»

·         пр. Свободный 82, стр. 11

·         ул. Вавилова 54 «г»



Наши партнеры