Главная/Новости/ПРО СЕРИАЛ "СЛОВО ПАЦАНА. КРОВЬ НА АСФАЛЬТЕ"
22.07.2024ПРО СЕРИАЛ "СЛОВО ПАЦАНА. КРОВЬ НА АСФАЛЬТЕ"
Есть мнение, что сериал этот – самый «смотрибельный» в России за
последние 50 лет, то есть со времён выхода «17 мгновений весны».
Равнодушных – ноль, отзывы – от самых восторженных до очень гневных.
Отметилась и вездесущая Мизулина-младшая, попытавшись наехать на
фильм за якобы романтизацию криминала – но её вдруг не стали слушать: не
хочешь, мол, – не смотри, главное, не мешай другим.
Другие и смотрели. Весьма содержательный канал «Что посмотреть»
(«Гражданин режиссёр») посвятил несколько своих выпусков разбору каждой из
восьми серий и всех основных персонажей (см.: https://www.youtube.com/watch?v=FneLgIKD3Bk и др.).
«КРОКОДЕТСТВО» не осталось в стороне и, охотно признавая, что сериал
этот нам нравится (хоть и далеко не красавец), посвящает ему достаточно
большую публикацию, которая есть плод разума самых разных людей – от
профессора-психолога из Москвы до 14-летнего красноярского подростка.
ВОПРОС
-В ноябре 2023 года в 17.30 дольше одной минуты стоял на светофоре на перекрёстке улиц Копылова и Кецховели (город Красноярск).
Рядом всё это время, несмотря на мороз 35 градусов, 5-6-классник без рукавиц, оживлённо жестикулируя голыми кистями рук, рассказывал другому содержание очередной серии фильма «Слово пацана. Кровь на асфальте», а потом добавил, что 7 и 8 серии уже можно смотреть в интернете.
- Пресса тем временем пишет, что весь тираж одноимённой книги Роберта ГАРАЕВА, посвящённой криминальным группировкам в Татарстане в 1970-2010 годах, исчез с прилавков.
- Родители подростков в соцсетях отмечают, что мальчики стали целыми классами стричься под ноль.
А вы замечаете вокруг себя какие-нибудь изменения, связанные с появлением нового сериала?
РАРИТЕТЫ, или НЕМНОГО О ТРАНСГЕНЕРАЦИОННЫХ СВЯЗЯХ
Настоящая шапочка (см. фото) Виктора С. 1956 г.р., ношеная им в молодости, в середине 80-х была подарена им его племяннику 1975 г.р., у которого и пролежала до недавнего времени.
В декабре 2023 года она отправилась в бандероли из Центральной Сибири на Нижнюю Волгу. Потому что некоторый телесериал побудил одного живущего там пятиклассника подстричься под ноль и начать мечтать о такой шапочке, а его отца — вспомнить, что на рубеже 80-90 годов прошлого столетия он видел её на голове своего уехавшего позже в Сибирь друга...
ОТЗЫВ НА СЕРИАЛ «СЛОВО ПАЦАНА» 14-ЛЕТНЕГО КРАСНОЯРЦА (орфография и пунктуация авторские)
Сериал снят хорошо. Показано то, как было нелегко и жёстко.
Подобный образ жизни приводил либо в тюрьму, либо на кладбище. Одно не лучше другого.
При любой непонятной ситуации «свои пацаны» начинают «наезжать» друг на друга и пытаются унизить, чтобы казаться круче в глазах других пацанов.
Люди которые романтизируют этот сериал и хотят «вернуть то время» достаточно глупые. В сериале с каждой серией у персонажей становится всё больше проблем, всё только хуже. Чему подражать? И зачем?
Я считаю, что сериал запрещать не очень правильно, потому что сериал не может влиять на поведение человека, если человек умеет думать. Если думать не умеет, то и без сериала ничего хорошего из него не выйдет. Раньше были такие фильмы как «Брат», «Бумер», «Жмурки», тоже было много споров об этих фильмах. По итогу никто не пошёл стрелять на улице, или убивать друг друга направо и налево.
Подобные фильмы нужны для того, чтобы был повод задуматься над тем, кто ты сам в этой жизни: нормальный человек или чушпан какой-то.
НАБЛЮДЕНИЕ
Фильм начинается игрой на пианино и ею же и завершается. Несколько раз пианино упоминается в первых сериях — когда главный герой, подросток Андрей, говорит, что у него его нет.
Конечно, это отсылка к истории жизни Р. ГАРАЕВА, который увлекался музыкой и в итоге, в отличие от героя фильма, выбрал не «пацанский закон», а её, музыку, и образование-культуру в целом — что и позволило ему через десятилетия собрать внушительный материал и написать уникальную книгу, запечатлевшую историю криминальных молодёжных группировок в Татарстане.
Но можно рассматривать фильм и как таковой, безотносительно книги, и тогда в голову приходит крамольная мысль: а ведь будь у мальчика собственное пианино (а у другого мальчика — нормальный электрический утюг), — и не возникло бы условий для столь массовой криминализации молодёжи!..
ЕЩЁ ОДИН ВЗГЛЯД НА СЕРИАЛ «СЛОВО ПАЦАНА»
Сериал, в котором ни к одному персонажу не возникло сопереживания. Все герои плоские, как будто картонные наклейки на отредактированной нейросетью фотографии из 80х. Переключение кадров для привлечения внимания, харизматичность героев ради эффекта и полудиалог режиссера со зрителем, построенный на додумывании последнего - не впечатлило.
Похвалить можно внимание к деталям быта, большинство актёров и актрис, художественность сцены драки главных героев, начавшейся с сорванного в экран пионерского галстука.
Но истории людей, на мой взгляд, не сложились, и это говорит о том, что отсмотренный материал безжизненный.
Катерина
ОТВЕТ НА КАТИН ПОСТ
Сериал ещё не досмотрел, но ознакомился с литературой на эту тему, и в целом нескольких серий хватает, чтобы в корне не согласиться с автором поста.
Персонажи картонными не выглядят, ибо каждый отражает определённый аспект той эпохи: Андрей, который является хрестоматийным «хорошистом», вступивший в группировку под давлением, как и многие ребята той эпохи. Марат, с виду вроде типичный «пацан» с улицы, но действительно имеющий стержень и принципы, стоящие выше уличных законов, и необходимое человеку сострадание. Затронут даже аспект войны в Афганистане, когда ребята, вернувшиеся домой, становятся никому, кроме своих родных, не нужными и сталкиваются с необходимостью осваиваться в новом, изменившемся мире.
И это я только начал рассуждать и смотреть.
Студент
КОСПЛЕЙ 80-Х
Сериал «Слово пацана» обвиняют в недостоверности: мол, не хорошист из музыкальной школы и не мажорик должны быть главными героями, а отмороженный дегенерат с пустым взглядом, с психопатичным пьющим отцом и забитой измученной матерью — тогда реализма было бы побольше.
На это ответим: да, таких много. Они были, есть, будут. Но делать их главными героями как-то неинтересно: с ними, в общем-то, и так всё ясно — их мотивации, повадки и т.д. И никакого тебе в итоге дискурса.
В центре этого фильма — ребята из благополучных семей с любящими родителями (вообще, все взрослые в фильме делают своё дело честно и, что называется, с душой — родители, учителя, и даже мент, инспектор ПДН и т.д. – то есть никакой тебе особой, в этом смысле, «балабановщины»).
А дети всё равно уходят в криминал.
В чём же дело?
Тут нам вспомнился текст, который в своё время не стала публиковать «НОВАЯ ГАЗЕТА» — думаем, причины на то были. В нём как раз собраны результаты зарубежных и отечественных научных исследований, позволяющие ответить на этот вопрос: почему взрослые, в значительной степени, бессильны, когда криминальная субкультура прочно пустила корни в подростковой среде.
Мы решили исправить это досадное упущение и, с любезного согласия автора, публикуем текст 6-летней давности (см. ссылку ниже).
И очень надеемся на диалог.
https://krokodetstvo.ru/news/bydlyak/
ЕЩЕ ПРО СЕРИАЛ
Когда-то художница Юля ИВАНОВА, рождая свой, теперь уже знаменитый и международный, проект «АНГЕЛЫ МИРА», просила всех рисовать ангелов.
И, надо сказать, рисовали — состоялась даже целая выставка красноярских художников – каждый рисовал именно что своего ангела (помню, от кого-то великого — художника Василия СЛОНОВА или от друга его художника-поэта-самурая Александра ЛЕВЧЕНКО — была картина маслом, названная, кажется, «Ангел с бодуна» — самого ангела на ней не было видно, зато была заснеженная полянка, и на ней аккуратный домик-сортир из досок, и к нему по снегу вели чьи-то следы)...
Я сказал тогда Юле, что у меня тоже есть идея — сделать скульптуру ангела из мусора. Разного бытового и строительного, который мы ежедневно выкидываем в мусоропровод или несём на улицу на площадку с мусорными контейнерами. Ангел этот будет воплощать преодоление содержания формой, и напоминать о «камне, который презрели строители» и который нужно теперь поставить во главу угла, а ещё это будет про «растут стихи, не ведая стыда», и напоминание о проблемах, связанных с отходами жизнедеятельности человека, от которых всё сильнее страдает фауна нашей планеты, а также намёк, что создание высокотехнологичных мусороперерабатывающих заводов сулит и прибыли, и предотвращение многих экологических бед... В общем, «мусорный ангел» таил в себе море смыслов.
Юля тогда очень обрадовалась, сказала: «Коля, классно! Такого ещё не было! Ты обязательно это делай!»
И я, конечно же, не сделал, даже об идее этой никому до сих пор не рассказывал… И вот уже и Юли с нами нет, и ангел из мусора так и не появился...
Зато есть фильмы режиссёра с псевдонимом Жора КЫЖОВНИКОВ, который, по сути, давно уже делает то же — берёт разный бытовой мусор и лепит из него ангелов, один другого занятнее. Кого-то они пугают, кого-то радуют, и раздражают, и отвращают, и нервируют, но факт, что равнодушными оставляют очень немногих, а кого-то даже побуждают напрячься-задуматься.
Фото: поделка, найденная 15 января 2024 на снегу рядом с контейнером для мусора возле одной из лучших школ Красноярска
ОПЯТЬ ПРО СЕРИАЛ
(фрейдистско-эриксонианское)
Теперь скажу как психолог.
Получается, что весь «пацанский мир» на отдельно взятой улице в последних сериях напрочь сметает один лишь восьмиклассник Марат, решивший идти «дорогой бога Эроса» и не свернувший с неё после гибели несчастной девочки.
Это, мне кажется, очень важный момент. Марат действительно любит Айгуль, и его отношение к ней в корне отлично от того, как типичный браток относится к своей девушке (на это указывал ещё ШАЛАМОВ, у которого была возможность хорошо изучить предмет — никакого рыцарства, никакой романтизации женщины уголовный мир не знает, если только это не мать, да и то реальное отношение блатных к своим матерям часто очень сильно отличается от декларируемого ими).
Марат мстит за погибшую девочку, которую он по-настоящему любил (вообще, он, пожалуй, более всех главных героев фильма способен любить и сочувствовать – даже всеми забытому валяющемуся во дворе алкоголику), — сначала он мстит насильнику, ушедшему от ответственности из-за суеверий и страхов родителей Айгуль, потом мстит своему прежнему «старшому», пустившему про неё дурной слух (попутно пытаясь выгородить родного брата — но мент Ильдар хорошо знает своё дело, поэтому вера зрителей в торжество справедливости в перспективе, скажем так, под контролем, — думаю, авторы сериала догадывались, что смотреть его будут и подростки, поэтому особо не «жестили»).
То есть фильм этот, по сути, — про победу любви (обычной гетеросексуальной любви— с романтикой, поцелуями, стремлением быть вместе и т.д.) над, скажем так, мрачными чертогами пацанства, над всем этим мутным и варварским, пугающим и в то же время манящим многих своей «конкретной» брутальностью «мужским миром», из которого Марат к концу фильма вырастает исключительно благодаря своим отношениям с Айгуль.
Отношения эти трагически обрываются — да, девушки отдельно, бандиты отдельно, никакой «гибридной любви» не бывает, или—или, авторы сериала хорошо это понимают, как и вся культурная традиция, по крайней мере отечественная: «Из-за острова на стрежень», «Дубровский», «Бумбараш», «Тихий Дон» и т.д.
Когда-то мы со студентами смотрели «Убить Дракона» Марка ЗАХАРОВА, и я поймал себя на мысли, что в фильме этом как-то многовато (особенно для СССР 1987 года) откровенного садизма и разной «гомосятины» — в поведении самого Дракона и всех «драконовских».
Захаров снимал его вместе с немецкими кинематографистами — в Германии хорошо усвоили уроки Второй мировой войны и стремятся не допустить повторения пережитого немецким народом тоталитаризма и нацистского безумия.
Тоталитаризм — он такой. Мрачный, кожаный, дремучий, садомазохистичный и первертный.
Пацанский мир, чё.
P.S.: Эти вот тексты Варлама ШАЛАМОВА имею в виду. Хорошие тексты, правильные и всегда актуальные:
https://shalamov.ru/library/6/
СЛОВО ПРОФЕССОРУ
В январе-феврале 2024, пока 18-летнего Никиту УВАРОВА везли в колонию, где он отбывает теперь остаток срока, мы вспомнили интересный разговор об особенностях подростков, который благодаря ему, Никите, и состоялся летом 2021 года, когда его, тогда ещё 15-летнего, и двух его друзей-ровесников судила «тройка» военных судей, прилетевших для этого в Канск из Хабаровска.
Профессор Катерина ПОЛИВАНОВА, доктор психологии, научный руководитель Центра исследований современного детства (ВШЭ), комментировала «Новой» психологические аспекты канского дела:
— Чем может быть вызвана политическая активность подростков 14 лет и старше, с чем связано наблюдающееся в последние годы в России (если верить данным силовых органов) ее усиление?
— Начну отвечать на этот вопрос с более общих рассуждений. Еще в первой половине ХХ века о подростке говорили, что его психология определяется несколькими «доминантами»: доминанта романтики, доминанта дали, доминанта усилия. Это значит, что подростков привлекает не повседневность, не обыденность, а что-то далекое, неизвестное, требующее преодоления и усилия. В наших исследованиях интереса подростка к чтению саги о Гарри Поттере мы увидели, что привлекает волшебство, т.е. возможность одним взмахом волшебной палочки преобразовать ситуацию. В реальной же жизни (по ответам школьников) действия не дают видимого результата, их невозможно прочувствовать, их, действий, словно бы и не существует.
Это вполне понятные любому взрослому свойства подростка: он скорее будет конфликтовать, ударится в жестокие споры, чем будет спокойно делать домашку. Он с интересом будет смотреть историю про мировые катастрофы и титанические усилия героя по спасению мира. Блокбастер, согласитесь, — подростковое кино.
Ну а в реальной жизни таких ярких событий практически нет, но очень хочется. Вот мы и сталкиваемся с руферами и зацеперами (езда на крышах вагонов или на бампере). Описываемые события я как детский психолог отношу к этому ряду.
Насчет усиления таких явлений в последние годы ничего сказать не могу, тут надо внимательно смотреть статистику, сравнивать данные по разным территориям, странам, по годам.
— Чем вызван интерес достаточно большого количества мальчиков-подростков к взрывчатым веществам и всегда ли этот интерес связан с их делинквентностью, в частности с подготовкой к осуществлению террористических актов?
— Среди мужчин послевоенного поколения было очень много людей с покалеченными кистями рук, с оторванными пальцами. Это последствия экспериментов с найденными боеприпасами, которых в 50-е было, вероятно, много. Никто тогда не считал, что такие игры — проявление делинквентности. Просто, когда что-то взрывающееся бросаешь в костер, классно же ждать, пока рванет. Это сильные эмоции, проверка своего бесстрашия, это действие, которое быстро приводит к результату. К сожалению, тут грань между невинной игрой и смертельной опасностью очень зыбкая.
— Если говорить конкретно о подростках из Канска: на ваш взгляд, ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ связана их политическая активность в 14 лет с их экспериментированием с взрывчатыми веществами?
— И то и другое — рискованное поведение, свойственное подросткам. Потому что риск — это выход за границы обыденности, это проба себя, проверка себя на прочность. Это асоциальные формы? Да, конечно. Но любые эксперименты с границами не невинны.
Оговорюсь, я бы не хотела просто рассуждать на эту тему, тут необходимы исследования, хотя бы изучение статистики. Взрывчатка, наверное, усиливает многократно ощущение риска. Но это только предположение.
— Возможно ли, и какими способами, просвещение руководства и сотрудников спецслужб и других силовых ведомств в сфере возрастной психологии?
— Не знаю, просвещение всегда возможно, как мне кажется. Другое дело, изменит ли новое знание и понимание стратегию и тактику работы этих ведомств. Корень проблемы не только в недостатке знаний, как мне кажется. В конце концов, большинство этих мужчин сами были подростками, многие, наверное, имеют детей подросткового возраста. Так что знание, пусть и бытовое, интуитивное, вероятно, есть.
— Возможны ли такие психические аномалии (эпидемии), четко ограниченные административными границами, каковая случилась в 2020 году в Красноярском крае: 5 случаев в этом регионе и ни одного — в соседних? Или здесь дело, скорее, в иных причинах — смене руководства спецорганов?
— Боюсь ошибиться, это уже вне моей прямой профессиональной сферы, но информация о таких событиях может стать триггером действий тех, кто о ней узнал. Но лишь при условии, что готовность к таким действиям уже созрела. Т.е. сама по себе информация — условие недостаточное. Хотя такая узкая регионализация, конечно, вызывает некоторое удивление.
— Школьные курсы литературы, истории всегда входили в противоречие с тем, что дети видели за стенами школы. Но сейчас чтение, например, Льва Толстого, многих стихов Пушкина, Лермонтова, пока не запрещенных Роскомнадзором и в школе преподаваемых, для впечатлительных и прямых подростков, если они возьмутся делиться прочитанным со сверстниками в соцсетях, может представлять прямую угрозу уголовного преследования. Как с этим жить дальше? И подросткам и всем нам?
— Вопрос о литературе, как мне кажется, риторический. А вот вопрос, что делать, чтобы подростки при всей своей тяге к героизму, часто ложно понятому, оставались в рамках социально приемлемого, — это вопрос более чем важный. Сегодняшний подросток лишен возможности действовать по собственному усмотрению, он находится в ситуации, когда все наперед известно, за него решено. Никакого героизма, никакого авторства. Главный вопрос, как создать такие места, где подросток сможет почувствовать собственное усилие, где он будет делать что-то полезное, важное, причем важное не только по мнению учителей, но и по его собственному мнению.
В одной из московских частных школ школьникам предлагают до 70 разных внеурочных активностей. А вот сколько и каких возможностей проявить себя было у школьников из Канска?
Беседовал Алексей ТАРАСОВ
ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ
(про сериал «Слово пацана», завершение)
Минут за 15 до окончания сериала я засомневался: а точно ли это последняя серия? Настолько неспешно развивались события.
Но фильм не подкачал. Финал получился динамичный, и каждый получил своё.
Решивший порулить криминальной группировкой, отвергнутый братом и отцом – то есть и младшим, и старшим, – получил пулю в спину.
Разочаровавшийся в «пацанском законе», используя комсомольцев, попытался, насколько смог, восстановить справедливость — этим вполне могла заниматься милиция, если бы не мракобесие родителей погибшей девочки, отказавшихся заявлять об преступлении (буквализацию метафоры «мочить в сортире», дважды материализованную в фильме, обсуждать не будем, — в нём вообще много чего проявилось и буквализовалось).
Начинающий музыкант — получил-таки пианино и смог сыграть на нём заветную «Седую ночь» для нестройно басящего хора таких же, как он, молодых арестантов.
Фильм, начавшийся, как все мы помним, с игры на воображаемом пианино, таким образом закольцовывается: всё возвращается на круги своя, всё, как в жизни. «...Но даже и ты помочь не можешь, и темнота твоя мне одному совсем, совсем ни к чему» — набивший оскомину попсовый припев вдруг прозвучал как коллективное откровение, и под его финальный, с последующими титрами, иронично оранжированный фортепианный проигрыш авторы фильма словно бы подмигивают юным зрителям, приглашая подумать над его, припева, новым, неожиданно открывшимся смыслом.
Но в долговременной памяти остаётся не это.
А трогательная сцена в психбольнице, где все любили и ценили друг друга. И танец под старинную, несущуюся из радиоточки песню в исполнении супругов Никитиных, призывающую печалиться о нас и нашей судьбе, нашей напрасной и прекрасной жизни (раньше песня эта казалась мне излишне слащавой, но теперь понимаю, что она мудра и повествует, в сущности, о том же, о чём и весь психоанализ, и культурно-историческая психология, да и, чего мелочиться, вообще культура – о том, что горький опыт свой и своих близких нужно прочувствовать и осмыслить, и что взросление неминуемо ведёт к здоровой депрессивности, к печали)...
И в результате, пусть совсем ненадолго, в маленьком казённом кабинете вдруг возникает уютный островок любви и смысла – посреди вечной «вьюги за окном» и стремительно усугубляющегося внешнего хаоса.
Словно сам Господь заглянул серым зимним вечером в окошко забытой Им психбольницы — «и стало вдруг так ясно», что всех этих людей, каждого со своей правдой, своими стремлениями и ошибками, Он, безусловно, жалеет и любит, и нас, зрителей, тоже любит, и при этом прекрасно понимает — что все мы обречены, что вечно ходим по одному и тому же кругу с разложенными по нему граблями, что «к сволочи доверчивы» и что нынешние наши беды во многом запрограммированы теми несколькими годами обрушения прежнего пустого серого уклада и оживления разного криминально-потусторонне-пещерного, которые страна пережила тогда, «на заре» новой эпохи.
ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ
стихи А. ВЕЛИЧАНСКОГО
муз. В. БЕРКОВСКОГО и С. НИКИТИНА
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном
печалиться давайте, давайте, давайте,
печалиться давайте об этом и о том,
об этом и о том.
Вы слышите, как жалко, как жалко, как жалко,
вы слышите, как жалко и безнадёжно как
заплакали синьоры, их жёны и служанки,
собаки на лежанках и дети на руках.
И стало нам так ясно, так ясно, так ясно,
что на дворе ненастно, как на сердце у нас,
что жизнь была напрасна, что жизнь была прекрасна,
что все мы будем счастливы когда-нибудь, бог даст.
И только ты молчала, молчала, молчала
и головой качала любви печальной в такт,
а после говорила: поставьте всё сначала,
мы всё начнём сначала, любимый мой, итак...
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
Под музыку Вивальди, под славный клавесин,
под скрипок переливы, под завыванье вьюги
условимся друг друга любить, что было сил...
1973 г.