//«ЧТО Ж ТЫ ЗА УЧИТЕЛЬ, ЕСЛИ С МАЛЫШОМ ДОГОВОРИТЬСЯ НЕ МОЖЕШЬ?»

03.11.2023

«ЧТО Ж ТЫ ЗА УЧИТЕЛЬ, ЕСЛИ С МАЛЫШОМ ДОГОВОРИТЬСЯ НЕ МОЖЕШЬ?»

Этот вопрос мучил меня всю мою профессиональную жизнь: если ребёнок хронически бедокурит в начальной школе, чья это ответственность – его самого, родителей или учителя? Когда «плохо себя ведёт» на уроках, обижает других детей, «не слышит» учителя, не выполняет его требований и т.д.? 
Разные именитые психологи говорят, что проблемой этой должны заниматься прежде всего педагоги и администрация. Пока ребёнок, мол, находится на территории школы, всё, что он делает – полностью на их педагогической совести. 
Но то – именитые психологи. На деле же постоянно приходится сталкиваться с тем, что учителя и школьная администрация требуют от родителей либо сидеть с ребёнком на уроках, либо переводить его на домашнее обучение, либо просто «забрать документы». 
То есть именитые психологи со своими мнениями условной местной МарьИванне не указ: мало ли что они там говорят, в своих столицах ! А пусть лучше попробуют постоять целый день перед классом из 30 неуправляемых детей, тогда и узнАют, что это такое, и будут поосторожней в своих умных высказываниях!..
С приёмными детьми проблем в школе всегда хватало – независимо от возраста ребёнка, уровня его развития и времени, которое он прожил в семье, опыта родителя и педагога, количества детей в классе, образовательной программы, местонахождения школы и т.д. История, как семья отказалась от первоклассницы, так как учительница требовала, чтобы кто-то из родителей всё время был с ней в классе (якобы девочка угрожала детям ножницами; в семье был и другой приёмный ребёнок, лежачий инвалид, и мать не могла его оставить), всё время не выходит у меня из головы. И с подобными историями, когда обучение в школе серьёзно «портит кровь» детям, родителям и учителям, попутно отвращая ребёнка от познания мира  и убивая в нём веру в себя, сталкиваться приходится постоянно! То есть проблема эта повсеместная, и её обсуждение очень значимо и для замещающих родителей, и для педагогов. 
Когда случилась очередная такая история – с приёмным мальчиком Костей (имя изменено), который пошёл в 7 лет в школу и столкнулся с тем же самым (подробности – ниже), я додумался-таки поговорить с Ириной ПРЯДИЛКИНОЙ, опытной учительницей начальных классов и мамой четверых детей, мнению которой в вопросах, связанных с младшеклассниками, полностью доверяю. 
Признаюсь: перед разговором я волновался: а ну как окажется, что именитые психологи несут в своих книжках и выступлениях полную чушь, и в реальности всё обстоит совершенно иначе?..
Но давайте послушаем Ирину Юрьевну.

- Ира, мама Кости описала проблемы, с которыми они с сыном столкнулись в 1 классе (мальчик приёмный с 2,5 лет, до этого почти с года жил в доме ребёнка; летом ему исполнилось 7):

1. Не слушает учительницу, «клоунничает» перед всем классом – во время урока свистит, мяукает, квакает.
Учитель ставит его в угол, тогда он начинает прыгать во время урока, как лягушка, из этого угла. Все смеются над ним, Костя доволен, учитель возмущена.
Балуются многие, но все реагируют на ее замечания. Костя же смотрит на учителя и продолжает дальше.
Учитель требует, чтобы мама сидела с ним на уроках – тогда он не мешает проведению урока. Я не против, но ребенок не научится самостоятельности.Причём он согласен, чтобы я сидела с ним на уроках.

2. Костя не пишет в прописях совсем в школе, в том числе графические диктанты.
Либо болтает, отвлекается, либо просто сидит и смотрит на учителя, но не пишет.
Устно отвечает хорошо, активный, в команде и в паре работает хорошо.
Домой приходит – и пишет и классное и домашнее.
Каждое утро обещает писать в школе, проговариваю: зачем тебе писать опять и домашнюю, и классную, пиши в классе!
Наказываю постоянно: самокатик не даю на прогулку, если что-то просит купить, объясняю: где твоя работа, почему с меня спрашиваешь, а свою работу не делаешь?!
При мне в классе – пишет.
Учитель настаивает, что это ненормально – и поведение, и то, что не пишет. Угрожает, что после января направит нас на комиссию.
Никаких проблем с дисграфией нет. Читает с 3-х лет, знает таблицу умножения всю по порядку, если не вразброс. Любит слушать, когда читают. Правит, если слышит, что говорят неправильно: когда "звОнят" вместо "звонЯт", например.
Учится в музыкальной школе по классу гитары.
Почему не пишет в классе, объяснить не может, просто пожимает плечами.

Ирина Прядилкина:
- Что я поняла из рассказа мамы. 

1. В классе проблема с дисциплиной («балуются многие»), учитель не справляется. Первый класс. У меня вопрос: что будет дальше?
Ставить в угол, заставлять сидеть на уроках в первом классе маму – полная некомпетентность учителя. Увы! 
В первом классе ведущая деятельность детей – игровая!!! Даже если у нас одна тема подгоняет другую, надо простраивать урок так, чтобы детям можно было двигаться, играть с учебным материалом, тогда и не возникнет желание бегать по классу и вести себя «плохо». Для Кости учительница – ни «вторая мама», ни друг – просто тётка, которую нравится бесить. Нет абсолютно никакого контакта с ребёнком. Я, как мама, поменяла бы класс. Лучше уже не будет, хуже – скорее всего.

2. Пишет в прописях для первой четверти вполне нормально (судя по фото его прописи).
Проблема вытекает из пункта 1. «Смотрит на учителя и не пишет». Дома – пишет. Читает, любит книги, а в классе не пишет – скорее всего, из-за протеста, тем более что дома всё выполняет. В других местах успешен (музыкальная школа), не ведёт себя подобным образом.

Проблема не в ребёнке!

Как опытная мама, я бы посоветовала с сыном разговаривать как с большим мальчиком (исключить слова типа «самокатик» и вообще любое «сюсюкание»), советоваться с ним, чтобы он чувствовал, что его мнение важно. Не наказывать!!!! Не «виноватить» его частыми выговорами, наоборот, всячески показывать, что вы его любите любым! Сложные ситуации обсуждать с ним, вместе стараться находить решение. Дети куда мудрее, чем нам кажется.

- Ира, спасибо!!! Слушаю тебя – и душа радуется. Но постоянно же училки требуют, чтоб дети «слушались», сидели тихо и «по стойке смирно» и т.п. Я уж и сам, грешным делом, наслушавшись их, думал, что иначе с детьми в этом возрасте справляться в школе невозможно.

Ирина Прядилкина:
- Потому что -- училки!

У меня никогда проблем с дисциплиной не было. Мой последний класс когда взяли, там было 32 человека, и учительница сказала: И.Ю. памятник надо ставить за то, что 32 непростых ребёнка её слушали и никогда не шумели (улыбается).

Любить надо детей. А училкам это не дано...

- Ты не «диктатор», не орёшь на детей. Как у тебя получается то, что принято называть дисциплиной? Через контакт с детьми и понимание их потребностей? Ещё играет роль уважение к ним, видимо? К каждому. Как к полноценным, достойным уважения, хорошим людям?

Ирина Прядилкина:
- Я ещё со студенчества зачитывалась книгами замечательного педагога Шалвы АМОНАШВИЛИ. Там столько про любовь, понимание и принятие ребёнка любым. Про то, что чужих детей не бывает. Много раз перечитывала. У меня мальчик И. учился: родители пьют, все следующие, после него, трое,  олигофрены (с соответствующими документами). Мне соцпедагог всегда говорил: И. прям ваш любимчик!  Он и учился без троек. 
А я всегда отвечала: кто ж его ещё любить будет? 
Бегает теперь в гости ко мне.
Это либо есть, либо нет.

- Думаю, с мамой Кости тоже работать нужно. С её стороны, по моим наблюдениям, к нему слишком много негативного внимания: часто ругает его (теперь -- ещё и после того, как пообщается с учительницей), и требовательная, настойчивая слишком -- рядом с такой мамой Косте трудно расслабиться. Хорошо, бабушка есть ещё – она понимающая и мягкая, с ней он оттаивает. Но больше времени он проводит с мамой… 

Ирина Прядилкина:
- Из крайности в крайность: «самокатик», и в то же время часто ругает. Похоже, теряется сама, не всегда понимает, что делать.

- Да, тревог своих у неё хватает. Но сама к психологу не идёт, сколько ей ни говорил об этом. 

  Ирина Прядилкина:
- У меня был мальчик, который с ножницами кидался на детей. Работала с папой, с ребёнком. Психолога в школе нормального нет. Там проблема, как это часто случается, в семье была. Мама «гулящая», а папа один тянул троих пацанов и таксистом работал, он мой ровесник, а старшему мальчику сейчас 12. Справились. Нормальный вполне пацан. И мать нагулялась, вернулась потом (улыбается).

Психологи нормальные, адекватные нужны в школах, чтобы не только анкеты раз в полгода раздавали, но и работали с детьми. Чаще всего в школах наших и училки равнодушные, и психологов нет . И училкам нерадивым проще всего сплавить ребёнка и не решать проблему.

- Да, всё так. Но проблема эта – поведение ребёнка в школе – должна прежде всего учителем решаться, правильно понимаю? Учитель привлекает психолога, и родителей, конечно, если это нужно, но сидеть с ребёнком на уроках постоянно учитель родителей не должен заставлять?

С приёмными детьми это происходит сплошь и рядом...

Ирина Прядилкина:
- Конечно. Я считаю, что это вообще позорно – приглашать родителей в школу сидеть с ребёнком. Что ж ты тогда за учитель, если с малышом договориться не можешь?

- Ну да, всё так, по уму если...

Ирина Прядилкина:
- Скучно детям в школе.
И маленьким, и большим.

- Иногда и невыносимо. Увы.

Ирина Прядилкина:
- У меня есть в мессенджере группа с однокурсницами моими. Пожаловались как-то недавно, что дети читать не хотят, а я им сказала: приходите ко мне в кабинет, у меня много интересного есть, чтобы дети хотели читать, на каникулах вот собрались посетить меня. Хоть часть училок обучу! (смеётся)

- Ира, спасибо за такой интересный и очень ценный разговор! Всё прояснила ты для меня. Одно дело, когда абстрактная Петрановская это говорит (пусть и внесённая недавно российским Минюстом в иноагенты, что, по нынешним временам, надёжный критерий профессионализма психолога), и совсем другое – когда осязаемый и хорошо знакомый нам всем человек, да ещё и живущий по соседству!

Разговаривал с Ириной Юрьевной, а также недоумевал и восторгался Николай ЩЕРБАКОВ

photo_2023-11-03_23-28-57.jpg
Ирина  со своими уже взрослыми (с виду) учениками (фото из личного архива Ирины Прядилкиной)

Наши партнеры